САМОВЫКЛЮЧЕНИЕ И ЗАПУСК ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ПОЛЕТЕ
При полете на больших высотах не исключена возможность самовыключения газотурбинных двигателей, что объясняется сужением диапазона устойчивой работы камер сгорания с подъемом на высоту (рис. 26.5). По мере увеличения высоты понижаются давление и температура воздуха на входе в камеры сгорания, уменьшается давление топлива перед форсунками и, следовательно, ухудшается качество распыла топлива Последнее является причиной уменьшения скорости его сгорания и повышения температуры газа, так как догорание топлива происходит ближе к турбине При этом снижается и полнота сгорания. В этих условиях на переходных режимах, особенно при резком изменении положения РУД, когда коэффициент избытка воздуха меняется в широких пределах, может произойти срыв пламени
Причиной самовыключения двигателя в полете может также явиться и помпаж компрессора. Имели место случаи самовыключения двигателей вследствие перехода в помпажиый режим при глубоком дросселировании. Известно, что у ТРД с высоконапорными осевыми компрессорами характеристика совместной работы турбины и компрессора на малых и средних частотах вращения близко подходит к границе неустойчивой работы.
Неустойчивая работа двигателя на режиме малого газа может также вызываться изменением помпажных характеристик в процессе эксплуатации двигателей или нарушением регулировки открытия ленты (клапанов) перепуска воздуха
из-за компрессора. рис 265 j>1тшв! ШС дщшона устоя-
Другими возможными при — чивой работы камер сгорания с подь — чинами самовыключения дви — ежмг на высоту гателей в полете могут явить — £K*&.SSS,. ІГЙЙЙ
ся: выключение ИЛИ отказ В emeu
3SI
работе насосов подкачки, резкие эволюции самолета особенно т кие, которые связаны с уменьшением подачи и а в КМс!“ сгорания, чрезмерное изменение положения peryj ирующей ИГ1Ы воздухозаборника, включение и выключение форсажных камер Во всех этих случаях так или иначе нарушается соотношение между количествами подаваемых в двигатель топлива и воздуха, что вызывает изменение коэффициента избытки воздуха а В тех случаях когда а выходит за пределы устойчивой работы камер сгораю] происходит срыв пламени.
Самовыключение двигателя может сопровождаться увеличением давления топлива перед форсунками и, следовательно, увеличением подачи его в камеры сгорания. Это объясняется стремлением центробежного регулятора сохранить заданное значение частоты вра щення В связи с этим при начавшемся срыве пламени в камерах сгорания п отсутствии специальных устройств не рекомендуется пытаться восстанавливать работу двигателя включением зажигания, так как это может вызвать сильный хлопок и даже разрыв камер сгорания.
Рассмотрим условия запуска остановившегося двигателя в полете. В полете ротор остановившегося двигателя авторотнрует под действием энергии набегающего потока. Поэтому под запуском двигателя в полете понимается переходный процесс, при котором двигатель с режима авторотации переходит па режим малого газа за счет возобновления горения в камерах сгорания. На запуск двигателя в полете оказывают влияние давление, температура и скорость воздуха на входе в двигатель, коэффициент избытка воздуха Я качество распыла топлива форсунками. При этом, чем выше давление и температура воздуха на входе в камеры сгорания на режиме авторотации, тем благоприятнее условия смесеобразования, а следовательно, и запуска двигателя. Низкие температуры и давление, наоборот, ухудшают условия запуска. Значения этих параметров в камерах сгорания па режиме авторотации мало отличаются от их значений в заторможенном набегающем потоке воздуха и, следовательно, зависят от скорости и высоты полета. Большие скорости воздуха в камере сгорания ухудшают условия воспламенения топлива и создания устойчивою факела пламени.
На успех запуска двигателя в полете также оказывает влияние соотношение частоты вращения на режиме малого газа и частоты вращения при авторотации. При постоянной приборной скорости полета частота вращения ротора двигателя при авторотации п:,„т с увеличением — высоты возрастает, что объясняется увеличением перепада на последних ступенях компрессора н на турбине. Частота вращении на режиме малого газа пМ1. многих двигателей с системами регулирования, обеспечивающими постоянный расход топтн-
и продолжительность запуска. При этом возникает грева двигателя.
Таким образом, условия запуска в полете ухудшаются по мере увеличения высоты как из-за понижения давления и температуры воздуха на входе в камеру сгорания, так н за счет увеличения диапазона между частотами вращения пыт и Лапт Учитывая также сужение диапазона устойчивой ра боты камер сгорания, для запуска двигателей на больших высотах требуется более точная дозировка топлива Для этого нужны специальные автоматические системы При отсутствии таких систем процесс запуска двигателя на больших высотах, как правило, более
замедленный, иногда сопровождается «зависанием частоты вращения», повышением температуры и в ряде случаев помпажоч Эго вызывается обогащением топливной смеси, низкой (полнотой сгорания, малыми перепадами давления на турбине. Максимальная высота надежного запуска серийных двигателей находится в пределах 9—10 км При наличии специальных устройств оиа может быть увеличена
Образование пускового факела и воспламенение основного топлива в значительной мере зависят от эффективности пускового воспламенителя. Основным недостатком существующих воспламенителей является зависимость их работы от условий полета (давления, температуры окружающего воздуха и скорости в камере сгорания). Эффективность пускового воспламенителя зависит также от качества распыла топлива, определяемого давлением перед форсунками, типом форсунок н сортом топлива, от надежности работы системы зажигания в высотных условиях.
Улучшение условий образования пускового факела может быть достигнуто следующими способами:
надежной дозировкой подаваемого топлива;
применением свечей поверхностного разряда, обеспечивающих большее выделение тепловой энергии при меньшем пробивном напряжении;
применением ямпульсатора топлива, который обеспечивает пульсирующую подачу топлива в пусковые форсунки в тем самым улучшает условия его воспламенения, особенно при низких температурах и на больших высотах;
электрообогревом пусковых форсунок;
применением форкамервых пусковых j стройств с кислородной подпиткой.
Остановимся
поел, днем из mix. Ранее зывалось, что низкие Давления п температуры, а акже ы. н кие скорости воздуха на входе в камеры сгорания затруди ют создание уст turns. (j;i, кела пламени пусковыми а роиствамн, так как условия смесеобразовании при этом ухудшаются, а набегающий с большой скоростью воздушный поток сдувает появляющееся пламя
В связи с этим возникла необходимость пусковое устройство выполнять в специальной форкамере (рис. 267), работающей независимо от окружающей среды В форкамеру подают в необходимом количестве бензин и сжатый воздух от самостоятельных систем при определенных давленнях. В смесительной камере с помощью специального устройства подготавливается горючая смесь, которая поджигается свечой. Образующийся факел пламени достаточно устойчив, от динамического действия набегающего потока он защищен юбкой форкамеры. Для повышения эффективности работы форкамерного пускового устройства иа больших высотах предусматривается кислородная подпитка.
Однако создание надежного факела пламени нс может решить полностью проблему запуска двигателей на больших высотах, так как после зажигания основного топлива разгон двигателя с частоты вращения при авторотации до частоты вращения на режиме малого газа, как указывалось выше, весьма затруднен. Это вынуждает в ряде случаев при останове двигателя на большой высоте снижаться до высоты надежного запуска Это пока является слабым местом существующих систем запуска двигателей в полете Решение этой проблемы возможно или путем разработки систем запуска с возможностью обеспечения подкрутки ротора двигателя в полете до необходимой частоты вращения, или применения систем регулирования, обеспечивающих частоту вращения на режиме малого газа пмг с подъемом на высоту постоянной
В заключение рассмотрим действия пилота при запуске выключенного ТРД в полете. Запускать в полете разрешается только исправный двигатель, когда экипажу известна причина его остановки и то, что запуск не угрожает безопасности полета. После выключении двигателя должна быть прекращена подача топлива переводом рычага управления двигателем в положение «Стоп» Если полет производился иа больших высотах, необходимо снизиться н " в зону высот надежного запуска для данного типа летать П0Н, И аппарата, установить рекомендуемые в руководстве по лет. ного плуатации скорость полета и частоту вращения гірн авто"0’1 ЭКС
•івіігатепя Перед запуском убедиться, что пожарный кран открыт, после чего нажать кнопку «Запуск в воздухе», через 3—5 с перевести рычаг управления двигателем из положення «Стоп» в положение «Малый газ». О характере процесса запуска двигателя судят по росту частоты вращения и значению температуры газа
Обычно в начальный период запуска горение топлива происходит при малых значениях и (богатых смесях), поэтому после воспламенения топлива и незначительного увеличения частоты вращения может возникнуть явление «зависания» частоты вращения, сопровождающееся высокими значениями температуры газа В связи с этим при запуске двигателя в полете рекомендуется ручная корректировка подачи топлива путем перемещения рычага управления двигателем из положения «Малый газ» в направлении положения «Стоп» и обратно Этим пилот подбирает оптимальную подачу топлива. Кнопку «Запуск в воздухе» отпускают, когда частота вращения уверенно растет После выхода двигателя на режим малого газа рекомендуется поработать на нем не менее одной минуты, а затем уже устанавливать необходимый для полета режим.
В том случае, когда в течение минуты с момента нажатия иа кнопку «Запуск в воздухе» частота вращения не увеличивается, запуск двигателя прекращают (отпускают кнопку) и убирают рычаг управления двигателем в положение «Стоп». Перед повторной попыткой запуска необходимо снизиться на меньшую высоту почета, двигатель продуть на режиме авторотации продолжительностью не менее 30 с и повторить запуск. Ранее отмечалось, что чем ниже высота полета, тем лучше условия дли запуска двигателей в полете. Однако по соображениям безопасности полетов на высотах ниже 2 км производить запуск двигателя не рекомендуется.
При запуске турбовинтового двигателя в почете выполняют в основном те же операции, что н для ТРД. Необходимо убедиться, что выключатель снятия винтов с упора находится в положении «Винт на упоре». После включения кнопки «Запуск в воздухе» через 3— 5 с винт выводят из флюгерного положения и по достижении частоты вращения, указанной в инструкции для данного тнгщ летательного аппарата, кнопку флюгирования отпускают.
Учитывая, что в процессе вывода впита из флюгерного положения и запуска двигателя появляется отрицательная тяга, отчего будет создаваться крен и разворачивающий момент в сторону за пускаемого двигателя, необходимо заранее создать крен (8—10°) в противоположную сторону, а в процессе запуска парировать разворачивающий момент.